«Страсти по Андрею»: обсуждение с авторами книги «Товарищ редактор», историками кино Натальей Рябчиковой и Станиславом Дединским
11 мая кинотеатр «Синема Парк Мосфильм» приглашает на специальный показ шедевра Андрея Тарковского «Страсти по Андрею». В перерыве между двумя сериями фильма мы поговорим с авторами книги «Товарищ редактор», историками кино Натальей Рябчиковой и Станиславом Дединским, о том, как в Творческом объединении писателей и киноработников «Мосфильма» с 1963 по 1967 год снимался второй фильм Тарковского.
Почему существует несколько версий фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев», и какая из них «авторская»? Что в 1960-е годы означало «пробить фильм»? Почему так сложно было утвердить сценарий «Рублева» и как это в конечном итоге удалось сделать? Как публикация сценария привела к появлению на экране Анатолия Солоницына? Какие правки Тарковскому пришлось вносить в процессе съемок и монтажа? И почему в другом производственном объединении «Мосфильма» фильм вообще мог бы не быть снят?
Показ пройдет в рамках цикла «Тайная история советского кино», подготовленного Центром Вознесенского и издательством «Киноартель 1895».
Русь начала XV века, княжеские распри, внутренняя междоусобица – исторический фон, в который органично вплетается в глубокий философский подтекст фильма, где на примере великого русского иконописца Андрея Рублёва рассматривается извечная проблема оппозиции художника и власти, одиночество гения и его способность подняться над толпой, проблемы веры и безверия.Специалисты «Мосфильма» отреставрировали картину «Страсти по Андрею» (режиссерская версия фильма «Андрей Рублёв»). Теперь фильм доступен в первоначальном авторском замысле, с возвращением некоторых ранее удаленных сцен – для киноведов и всех поклонников творчества режиссера.В 1967 году состоялась премьера «Андрея Рублёва» – фильм подвергся жесткой критике за мрачность, излишний натурализм, «антиисторичность» и даже за «жестокое обращение с животными». Картина была перемонтирована, значительно сокращена и после ограниченного проката фактически отправлена «на полку». Впоследствии была признана одной из главных работ режиссера и сегодня входит в различные рейтинги лучших фильмов в истории мирового кино.