С туманной роттердамской пристани отплывает корабль – временное убежище эмигрантов, бегущих от фашистской чумы в Америку. Среди пассажиров – венский нотариус Йозеф Барток, чья размеренная жизнь кончилась после аншлюса Австрии в 1938-м. Барток, как представитель старинной нотариальной конторы, имел доступ к счетам особо важных персон и владел информацией, представлявшей для новых нацистских властей корыстный интерес. Гестапо арестовало его незамедлительно и подвергло изощренной психологической пытке – одиночному заключению, только не в тюремной камере, а номере отеля «Метрополь». Выстоять Бартоку помогла необычная книга – сборник лучших шахматный партий мира, по недосмотру охраны попавший в руки пленника. И теперь, в печальном морском путешествии, он готов вступить в состязание с чемпионом мира по шахматам, которого судьба привела на тот же призрачный корабль... Отточенный джентльменский стиль – то, что отличает новый фильм баварца Филиппа Штёльцля, известного бойкими биографиями-блокбастерами «Гёте!» и «Лекарь: Ученик Авиценны». Благородная игра и ключевое место действия – старый отель, превращённый нацистскими изуверами в узилище, но всё же сохранивший шарм роскоши – обязывают. Штёльцль уверенно и элегантно адаптирует последний, законченный уже в бразильской эмиграции роман Стефана Цвейга, сплетает реальность и галлюцинаторные игры разума в динамичное зрелище. Безупречен и выбор главного актёра – это немецкий хамелеон Оливер Мазуччи, в фильмографии которого важное место занимают роли Гитлера в трагикомедии «Он снова здесь» и Райнера Вернера Фассбиндера в байопике «Фассбиндер».Текст Вадима Рутковского